Проточка тормозных дисков


Проточка тормозных дисков (на примере Hyundai Solaris)

Показания к проведению данной работы могут быть разные, но основные две - вибрации при торможении и профилактическое выравнивание поверхности диска при замене тормозных колодок. И если со вторым все понятно - работа производится в превентивных целях и довольно редко - то с вибрациями при торможении требуется разобраться.
В сети достаточно много материалов посвященной теме, которая в обобщенном виде звучит как "протачивать или менять?". И иногда кажется, что данная тема стала почти религиозной, так как находятся сторонники, которые верят и видят прямой экономический смысл в данной работе почти при полном отсутствии технических рисков, а с другой стороны, находятся целые сообщества и даже сервисы, которые пропагандируют опасность проточки дисков.
Мы относимся к первой категории сервисов, которые видят смысл в проточке тормозных дисков при выполнении определенной совокупности технических условий, о которых мы поговорим чуть далее. А сейчас я бы хотел отразить альтернативную точку зрения и сослаться на блог компании TOLEX tuning на сайте Drive2.ru, статью из которого я ниже и привожу:

 
К нам частенько обращаются с просьбой о проточке тормозных дисков и удивляются, что мы ее не предлагаем как услугу. Работа, вроде бы не сложная, но мало кто говорит о важном нюансе, который сервисы, пропагандирующие эту услугу, предпочитают умалчивать. У тормозного диска есть минимально допустимый остаток, после которого диск подлежит замене, а не проточке.Дело в том, что при "поведенном" диске с выработкой в 0,5 мм аппарат при проточке снимет еще от 0,5 до 1 мм после чего масса диска существенно снизится и допустимая толщина будет уже за пределами, рекомендованными автопроизводителем.Одновременно со снижением массы изменятся в худшую сторону тепловые характеристики диска — он станет легче разогреваться и хуже остывать. Именно для достижения лучших характеристик теплообмена диски премиальных марок и диски спорткаров выполнены массивными.Второй важный момент состоит в том, что при перегреве и деформации "поплывшего" диска волнообразные изменения происходят по всей структуре, во всей толще металла. Но проточка снимает только верхний слой, и он остается ровным только до первого активного торможения или заезда на горячих тормозах в лужу.В целом срок службы проточенных дисков не превышает 10 000 км, а их эффективность очень сомнительна.Поэтому, мы советуем выполнять не проточку, а замену дисков. Любой проверенный неоригинал будет работать лучше и обеспечит большую безопасность чем проточенные, но уже негодные "фирменные" диски.

https://www.drive2.ru/o/b/489111701375943157/

 

Демоны в наших головах...

Думаю, Вы понимаете, что я не стал бы публиковать статью стороннего сайта, если бы не видел в этом определённого смысла. Признаюсь, мне как специалисту с высшим автомобильным образованием, порой, сложно даётся настоящий технический анализ некоторых комментариев (не по причине незнания, а из-за сложной логической структуры комментария). Вот в этот раз примерно такая же ситуация. Ну, например, автор статьи рассуждает про массу диска, хотя прекрасно понимает, что объем материала, срезаемого резцом во время проточки, не превышает и 30 гр.! И как Вы понимаете. влияние данной массы никак не влияет на "характеристики теплообмена" (если не верите, то решите школьную задачку - автомобиль массой 2000 кг начал торможение со скорости 57,6 км/ч до полной остановки. Определите конечную температуру колесного диска при условии, что вся кинетическая энергия автомобиля ушла в тепло и равномерно распределилась на 4 диска. Материал диска - сталь (теплоемкость 500 Дж/(кг*К)), начальная температура дисков 27 градусов Цельсия, массу диска принять 5 кг). Если Вам удастся решить данную задачу, то, думаю, тезис про изменение теплообменных характеристик сразу отпадет, потому что теплообменные процессы в мыслях и в расчетах (даже грубых, как в данной задаче) - это разные сущности.
Теперь "второй важный момент" - перегрев и деформация диска. Уверен, если Вы решили задачу про торможение, то удивитесь ответу. Сталь нагреть не так-то просто из-за его высокой теплоемкости. Но если все-таки мы очень постарались и нагрели тормозной диск, то возникает вопрос - а что значит его "перегреть"? Вообще-то ответить на этот вопрос не так-то просто, так как он изучается в курсе Металловедения в высших учебных заведениях. Но если попытаться ответ немного "пощупать", то нужно обратиться в диаграмме железо-углерод (можно так и вбить в поисковую строку браузера). Стали заканчиваются при концентрации в железе углерода 2,14% (далее идут чугуны). При этом феррито-графитовая или феррито-цементитная структуры (посмотрите картинки в браузере - они очень красивые!) сохраняются при нагреве аж до 727 градусов Цельсия. Для чего я это говорю? Изменить структуру состава диска надо очень постараться - ну, хотя бы нагреть его до указанной температуры. А это невозможно в обычной эксплуатации. Поэтому "перегреть" диск целиком можно, но довольно сложно!
При этом деформации есть - из-за чего же они? Все из-за того же - из-за температуры. Но не во всем объеме, а локально в точках контакта фрикционной накладки с диском. Именно из-за локального нагрева происходят деформации поверхностного слоя диска, потому что в точках контакта температура может подыматься выше указанных 727 градусов (на самом деле нужно чуть меньше, чтобы перейти так называемую точку рекристаллизации). При этом, если резко нагретую поверхность охладить, то это может привести к разупрочнению поверхностного слоя диска, что приводит и к изменению его структуры.
Именно этот слой и снимается при проточке. И делается это только в том случае, если после проведения данной процедуры, не будет превышена допустимая толщина диска (другими слова, проточка делается только в том случае, если есть что снимать, а то что останется будет достаточным для безопасного продолжения движения и торможения).
Что касается "срока службы" и эффективности торможения. "Срок службы проточки" всегда один - обеспечить пробег для полного износа 1 (одного) комплекта новых тормозных колодок. После этого меняются и колодки, и диски. И тут все сильно зависит от манеры вождения. Что касается эффективности дискового тормозного механизма (не путать с барабанным), то он останется неизменным, и равен коэффициенту трения (см. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль. Анализ контструкции, элементы расчета. 1989 г. стр. 198).
Еще раз - задача проточки дисков - убрать биение руля при торможении или превентивно обслужить тормозную систему перед заменой тормозных колодок!

Отрощенко Николай
+7-926-574-1274

#Проточка #Диск #Колодки #Hyundai #Solaris #Хендай #Солярис